ФОРУМ ЗАКРЫТ
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
dankovkazak
admin


Пост N: 540
Зарегистрирован: 04.11.06
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.07 19:40. Заголовок: Взятие под шинель


Принятие в казачество, наделение правами и “взятие под шинель”.

Принятие в казачество есть юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. Однако при этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению.

Так можно было “служить в казаках”, “жить в казаках”, но полноправными казаками, которых никто не мог упрекнуть в том, что “они де не у нас деланы”, “приписные”, “в казаки поверстанные”, могли стать только внуки или правнуки принятого и то только в том случае, если они жили среди казаков, несли казачью службу и женились на казачках. Сами они считались “поверстанными в казаки” и всегда указывали в документах сословие и национальность, например: “Великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки и принят в казачество после 25-летней военной службы, ему же выделен пай в размере...”.

То же относилось и к женщине - неказачке. Хотя она обладала, будучи женой казака, всеми юридическими правами, но в среде казачек до конца своих дней казачкой не считалась, поэтому к ней относились более терпимо, прощая то, что коренной казачке было бы поставлено в вину, как незнание обычая своего народа и бескультурие. Иногородняя женщина могла стать казачкой только через замужество.

Рожденные в браке с иногородними — болдыри — так именовались дети от смешанных браков, проходили обряд принятия в казаки в 3—5—7-летнем возрасте. На Сходе (на Кругу) старики экзаменовали принимаемого в знании молитв и обычаев, затем принимаемый, стоя на одном колене, целовал обнаженный наполовину клинок шашки, Евангелие и Крест, после чего ему дарилась фуражка и он считался казаком “по корню”, то есть по рождению. До срока совершеннолетия могли быть наделены правами малолетки. Например, в землячестве или станице принят традиционный для казаков возраст полноправия 21 год, а казак, отслужив в армии, вернулся с наградой в двадцать лет. Атаман вправе, на Кругу попросить у казаков разрешения, объявить его полноправным казаком, за заслуги перед казачеством.

В момент просьбы наделяемый правами стоит перед казаками, сняв шапку. В случае утверждения просьбы и обретения им всех прав. Атаман благодарит Круг, дотрагивается до плеча принимаемого перначом, со словами:

— Я, Атаман (титул, имярек) по воле Круга, наделяю Тебя - (имярек) полноправием.

Трижды целует казака. Казак кланяется на четыре стороны и надевает шапку.

Точно так же происходит просьба о пребывании мальчиков на Кругу до Уставного срока, с той только разницей, что выводит его в центр круга крестный, либо наставник, либо отец, либо совершеннолетний старший брат. Далее обычным порядком.

Весьма важным актом было “взятие под шинель” (или наделение правами главы семьи старшего, несовершеннолетнего сына).

В случае утраты кормильца вдова через Совет стариков может обратиться к Кругу с просьбой объявить ее старшего сына главою семьи.

С этой же просьбой может выступить Атаман. Если Круг просьбу удовлетворяет:

Казачонок, не моложе 10 лет, встает на стул, на его плечи набрасывается шинель (у кубанцев бурка), полами шинели или бурки он накрывает мать, младших братьев и сестер, Атаман, касаясь его плеча перначом, объявляет:

— Я, Атаман (имярек), объявляю Тебя главою семьи, с этой минуты семья на руках твоих, и домашние обязаны слушать совета твоего.

Старики и казаки могут высказать свои пожелания семье или крестным детей (казакам), которые стоят тут же за спиной объявляемого главой семьи, а затем казаки подносят ему подарки. Обычно Атаман дарит шапку, старики—сапоги, священник— Евангелие.

После этого Атаман объявляет, что:

1. К объявленному главою семьи, на Кругах все казаки обязаны обращаться по имени и отчеству.

2. В отличие от казачьего сироты, получающего полпая, глава семьи получает полный пай и полную часть при любом разделе.

3. Ему не могут отказать в приеме в артельную работу и обязаны платить полную плату.

4. В старину он освобождался от телесных наказаний, в случае нарушения им казачьего обычая, вся ответственность за него падала на всех мужчин—крестных отцов, его братьев—и сестер.

5. За матерью сохранялись полпая вдовы. Если она выходила замуж и ее полпая уходили в приданое, пай сына, главы семьи, оставался неприкосновенным и приндалежал лично ему. Если Атаман считал, что отчим несправедлив к пасынку, он мог своею волею отобрать пай, сдать в аренду, а деньги, полученные от аренды, -истратить впоследствии на снаряжение казака на службу.

Атаман обязан знать, сколько в его общине сирот, издавна они именовались “атаманскими детьми”, о них заботились всей общиной. Старики следили, чтобы сирот не обижали, крестные следили за их нравственностью и физическим здоровьем. Особо одаренные отправлялись за казенный счет учиться.



Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому.
(Из духовных поучений преподобного Никона (Беляева))
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет